Страницы

Как нас научили читать

26 февраля 1756 года российская императрица Екатерина II, удовлетворила прошение двенадцати представителей алтайских племён о добровольном вхождении в состав Российского государства.



Для успешного распространения христианства алтайской духовной миссии необходимы были кадры из среды алтайцев. Именно с этой целью в отдельных населённых  и миссионерских станах открываются школы (о миссионерском движении).
В 1832 году архимандрит Макарий открывает первую миссионерскую школу. В этой школе обучались ученики мужского пола разных возрастов.

В 1844 году открыта школа для инородческих девиц. Они обучались грамоте и Закону Божию. Первыми ученицами стали дочери М. Чевалкова.
В 1857 году открыта школа в с. Майма. Учитель - Вербицкий В.И.
В 1858 году открыта школа в с. Чёрный Ануй. Учителем был Конзычаков А. А.
В 1860 году открыта школа в с. Чемал, где обучались дети-инородцы мужского пола. В этом же году началось обучение детей в с. Паспаул, открыта миссионерская школа в с. Урсул, где учителем был Никифоров Д.Я., - внук писателя М. Чевалкова.

В 1867-68 гг. открыта миссионерская школа в доме М. Чевалкова
Преподавателями были И. В. Солодкин, П. Н. Макушкин, К. П. Соколов. За четыре года всего занимались десять учащихся. Из-за малого количества учащихся школа была закрыта и переведена в  г. Бийск.
В 1876 году создана первая специальная переводческая комиссия с русского на алтайский язык. Членами её были: М. Чевалков, М. Ташкинов, С. Тодогошев, К. Укунаков, И. Штыгашев.
В 1878 году -  открыт приют для малолетних и женская школа, -  открыт класс по рисованию и иконописи.
В 1890 году открывается миссионерская школа в с. Кош-Агач.
В 1892 году открыта школа в Усть-Кане.
С 1850-1897 годы в Горном Алтае насчитывалось чуть больше сорока школ.
В 1910 году – шестьдесят школ.
В 1913 году – семьдесят школ. В них обучалось около 1500 учащихся: в том числе примерно 300 школьников-алтайцев. Среди алтайцев, проживающих в сёлах, грамотные составляли всего 1,5 %, а среди кочевников – 0,4 %.
Учителями в миссионерских школах были алтайцы, больше частью из числа окончивших курс Бийского катехизаторского училища. Учителям было очень трудно распространять грамотность среди разноязычных племён. Они в меру своих возможностей занимались народно-просветительской деятельностью. В числе первых учителей улалинских школ значились выпускники Казанской учительской инородческой семинарии Стефан Борисов (Тодогошев), Иоан Штыгашев и Гавриил Отыгашев. В списках учителей Иоан Никифоров (внук писателя М. Чевалкова) и выпускник Томской духовной семинария Лука Кумандин.
Первые учебные книги на алтайском языке отличаются большим числом иллюстраций хорошего качества - это рисунки известных художников Г. Гуркина, Н.Чевалкова. Небольшие по объёму первые книги (буквари) имели в своё время огромное значение в обучении детей и взрослых родной грамоте.

В 1869 году появилась "Грамматика алтайского языка ", сос­тавленная Вербицким В.И. под редакцией Н.И. Ильменского и j А.К. Казель- Бека.
В 1989 году советскими и зарубежными тюркологами отмечалось 120-летие бесценной книги «Грамматика алтайского языка»
Грамматика алтайского народа послужила образцом для многих последующих грамматик. Она и сейчас представляет несомненную ценность для всей тюркологии.


скачать книгу 
с сайта Национальной библиотеки 
им.М.В.Чевалкова 





Состояние просвещения в области в 20-х годах


Первый школьный букварь был составлен Н.А. Каланаковым под названием «Алтайдын эн баштан уурэнэр бичиги» («Самая первая учебная книга для детей») – издан в 1924 году в Москве, тиражом 1200 экземпляров на латинской графике.


В помощь открывающимся алтайским школам в 1923 году издаётся “Алтай-орус созлик” (“Алтайско-русский словарь”), составленный Кумандиным С.Я.
В 1926 году издаётся «Грамматика алтайского языка тюркских племён», как пособие для изучающих алтайский язык. Составитель «Грамматики» М.С. Канаев (Тощаков).
Для обучения детей в 1925 году в Москве издаётся первая книга для чтения после букваря – «Ойрот школа» («Ойротская школа»). 


В постановлении Наркомпросса РСФСР «О школах национальных меньшинств» указывалось, что «все национальности, населяющие РСФСР, пользуются правом организации обучения на своём родном языке на обеих ступенях единой трудовой школы и в высшей школе».
В 1920 году был организован Горно-Алтайский уездный отдел народного образования, создано шесть районов, назначены их заведующие. С первых дней своей деятельности новые органы власти проявляли постоянную и систематическую заботу об алтайской школе и алтайском языке.
В 1920-21 учебном году в школах обучались 3660 детей. К лету 1921 года в уезде насчитывалось уже 114 начальных школ. Кроме того, были открыты 3 школы первой ступени и 13 интернатов.
На заседании Отдела народного образования Улалинского ревкома 12 марта 1920 года поставлен вопрос о переводческо-редакционной комиссии по составлению алтайских учебников для школ первой ступени. Постановили: Организовать комиссию по составлению учебников на алтайском языке для школ первой ступени, пригласив в комиссию знатоков алтайского языка гр. Пояркина А. Н., Токмашова Г.Н. и учителя Сайдысской школы Уксегешева Н.И.

Школьные здания
Специально построенных (типовых) зданий большинство школ не имеет и помещается в кое-как приспособленных крестьянских домах. Из национальных школ приспособленное здание имеет лишь одна Киргизская школа (с. Казахское). В Онгудайской школе из 148 человек несколько учеников стояли на ногах, а писали лёжа на полу. В Мунах школа помещалась в бывшей церкви. О состоянии Тюдралинской школы писали: «Холодно, невозможно заниматься, стены промёрзли. Пол без наката, прожжен так, что можно вступать в дыры. Не пользуется книгами никто, потому что дать нечего».





Материальная сторона школ весьма незавидна. Почти все школы нуждаются в ремонте, а половина из них – капитальном. Состояние мебели: парт, досок, столов – ужасное, в некоторых школах их нет вовсе. Учебный год начался с большим запозданием, в некоторых школах - только в декабре месяце.
Во многих школах отсутствуют умывальники, уборные, полотенца, мыло.
В 1924-25 учебном году на местах производится лишь частичный ремонт школ. В последующие годы область впервые приступила к строительству новых школьных зданий.
На школьное строительство по годам отпущены следующие суммы: в 1925-26 учебном году – 32 тысячи рублей, в 1926-27 учебном году - 37 тысяч рублей.
Все эти средства затрачиваются на постройку школ в национальных районах.
Важным моментом в улучшении обучения детей-алтайцев была организация школ-интернатов для детей, родители которых вели кочевой и полукочевой образ жизни. В интернатах дети содержались на полном государственном обеспечении.

Сеть школ-интернатов росла. Если в 1923-24 учебном году их было 10, то в 1928-29 году их стало 19 с охватом 520 учащихся.
К началу 1923-24 учебного года школ – 73, детдомов – 3, интернатов – 8, библиотек – 23, школ для взрослых – 30.
На 1 января 1925 года школ первой ступени было 57, алтайских – 19, русских – 38.
Число работников и их квалификация: всего – 104, с высшим образованием – 9, со средним – 48, специально-педагогическим – 10, с низшим – 37. По национальности: алтайцев – 40, русских – 63, киргизов – 1.

Дыренкова Надежда Петровна – исследователь алтайского языка, автор учебника «Грамматика ойротского языка».



 Тощакова Таисья Макаровна – учёный-лингвист. При её участии состоялось открытие специального отделения для подготовки учителей алтайского языка в Московском пединституте им. К. Либкнехта. Автор методических пособий, учебников: «Грамматика ойротского языка» (1938), «Орфография ойротского литературного языка», «Грамматика алтайского языка» ч.1, ч.2 (1938), «Ойротско-русский словарь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий